ardnas.ru

Уроки вышивания для школьников



сети баннерной рекламы

Как научиться вышивать, техника выполнения швов для начальных классов, виды швов, какие бывают швы, вышивание иголкой, техника ручных швов.

Учащиеся начальных классов на уроках трудового обучения знакомятся со швами: «вперед иголку», «вперед иголку» с перевивом (два варианта), «через край» (обметочный) — в I классе; «назад иголку», стебельчатым, тамбурным и бархатным — во II классе; «строчкой», подрубочным, петельным — в III классе.
Вся работа по шитью и вышиванию осуществляется с опорой на эти швы. Во внеклассной работе учащиеся знакомятся с новыми швами, являющимися вариантами тех, которые изучены на уроках труда. Изучение и усвоение новых ручных швов позволяет вносить большое разнообразие в оформление изделий из ткани.
Обучение новым швам осуществляется на образцах или при выполнении тех или иных изделий.
Каждый ручной шов состоит из стежков. Весь процесс выполнения швов вручную состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенное расстояние выводят из нее. На ткани остается след различной длины в зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга были сделаны оба прокола.
След от нитки на ткани принято называть стежком. Стежок может быть длиной от 1,5 мм до 3 см, выполняться в одном направлении или иметь наклон в какую-либо сторону.
Одинаковые стежки, следующие друг за другом, называются швами. Швы в зависимости от их назначения бывают соединяющими (соединяют два или более слоев ткани вместе), закрепляющими (при их помощи подрубают края, заделывают их) и украшающими (для украшения изделия).
Шов «вперед иголку» и его варианты.
В зависимости от своего назначения шов «вперед иголку» выполняют различными по длине стежками: от 1,5 мм до 3 см. Иглу при этом передвигают в одном направлении — справа налево по отношению к изделию (рис. 8).
Рис.8-10

risunok-8-10

 

 

 

 

Основное назначение шва «вперед иголку» — это временное скрепление частей изделия. Его называют сметочным. Сметывание является обязательной операцией при выполнении даже самых элементарных изделий, так как способствует тому, что работа будет аккуратной, а сам процесс окончательного соединения деталей значительно облегчается.
Существует шов «вперед иголку» в два приема. Он характерен тем, что выполняет роль соединительного. Сначала изделие прошивают мелкими стежками швом «вперед иголку», затем поворачивают изделие на 180° и шьют этим же швом в обратную сторону (рис. 9).
Новые стежки заполняют промежутки между ранее выполненными, игла проходит в те же самые проколы. С изнанки и лица получается шов, похожий на лицевую сторону строчного шва.
Шов «вперед иголку» имеет много вариантов, главным образом украшающих. В данном случае его выполняют цветными нитками мелкими или крупными стежками. На рисунках 10—15 показаны основные варианты украшающих швов «вперед иголку»:
а) шов выполнен разноцветными или однотонными нитками с соблюдением определенного размера и чередования стежков (рис. 10, а).
Количество линий может быть от двух до десяти. Вышивка напоминает пеструю тесьму;
б) шов выполнен при строгом соблюдении размеров стежков и их чередования (рис. 10, б).
Подобный набор может быть одноцветным или многоцветным;
в) швы выполнены в шахматном порядке (рис. 10, в).
Для выполнения их по линии рисунка (полосы) выдергивают нитки из ткани, как для мережки. Для образования каждой строчки на иглу набирают одно и то же количество нитей. В каждом ряду стежки чередуются в шахматном порядке.
Вышивка шахматным набором напоминает пестрые или однотонные полоски в зависимости от того, как выполняется вышивка — нитками разного или одного цвета.
Разнообразные швы «вперед иголку» с перевивами.
Эти швы выполняют в 2—3 приема. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперед иголку», затем меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок.
Если движение иглы с ниткой идет змейкой и игла движется то сверху вниз, под стежком, то снизу вверх, получается один вариант шва — шов «вперед иголку» с перевивом «змейкой» (рис. 11, а).
Рис. 11

risunok-11

 

 

 

 

Если игла движется спиралью и игла как бы подцепляет стежки, то получается шов, показанный на рисунке 11, б.
На рисунках 12 и 13 изображены варианты швов «вперед иголку» с перевивом «змейкой».
Рис. 12 и 13

risunok-12risunok-13

 

 

 

 

Можно выполнить несколько швов «вперед иголку» на расстоянии 5 мм друг от друга, располагая один стежок строго под другим (рис. 12, а). Перевивая каждый шов «змейкой», получают как бы пеструю тесьму (рис. 12, б, в).
Имеется и другой вариант шва с перевивом «змейкой». Для этого выполняют 2 ряда швом «вперед иголку», располагая стежки в шахматном порядке. Далее нитку укладывают, как показано на рисунке 13, а.
Иную разновидность шва с перевивом «змейкой» выполняют следующим образом. Сначала прошивают параллельно друг другу швом «вперед иголку». Один стежок ложится над другим.
Затем поддевают иглой сразу под двумя стежками. Сверху и снизу образуются дуги, как и при одинарном выполнении шва с перевивом «змейкой» (рис. 13, б).
Шов «вперед иголку» с перевивом «спиралью» также имеет разновидности. Если его выполнять в 3 приема нитками одинакового или разного цвета, то получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.
Выполняют этот шов так: сначала по нужному рисунку прошивают швом «вперед иголку», далее укладывают нить «спиралью» сначала в одном, а затем в другом направлении (в обратную сторону), как показано на рисунке 14.
Рис. 14

risunok-14

 

 

 

 

Такую разновидность шва «вперед иголку» с перевивом «спиралью» можно использовать в качестве отделки на различных изделиях.
Сначала прошивают швом «вперед иголку» 2—3 строчки. Стежки находятся один под другим или в шахматном порядке. Далее под каждым из этих швов прокладывают нить «спиралью» (рис. 15, а, б).
Рис. 15

risunok-15

 

 

 

 

Шов «через край» служит для обметывания краев по срезам изделия (рис. 16, а).
Рис. 16

risunok-16

 

 

 

 

Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе. Шов может выполняться слева направо и справа налево.
Стежки располагаются витками по краю среза ткани с наклоном в левую или правую сторону. Глубина стежков и расстояние между ними должны быть на одном и том же изделии одинаковыми, но не больше, чем 5 мм. Чем чаще друг к другу укладываются стежки, тем шов прочнее.
Этим швом можно соединить края изделия, если шить мелкими частыми стежками.
Шов «через край» может быть украшающе-соединительным (например, при соединении деталей футляра для ножниц, расчески и др.). Вариантом этого шва является двойной шов «через край». Выполняется он, как показано на рисунке 16, б.
Сначала прошивают в одну сторону, а затем в обратную. При этом надо следить, чтобы в обратном направлении проколы были не в новых местах, а в тех, которые образованы при первоначальном его выполнении.
Двойной шов «через край» является украшающим. С его помощью можно подшить носовой платок, салфеточку. Его используют также и в роли соединяющего шва (например, при шитье мягких игрушек, тапочек и в других работах).
Одно из назначений этого шва — обметывание срезов, чтобы ткань не обсыпалась.
В этом случае стежки должны быть неглубокими и находиться близко друг к другу.
Шов «назад иголку».
Этот шов является соединительным и используется для скрепления деталей. С лицевой стороны он напоминает шов «вперед иголку».
Выполняют его так: проколов ткань со стороны изнанки, иглу протягивают на лицевую сторону.
Отступив на расстояние нескольких нитей назад, делают прокол вниз и, пропустив тройное количество нитей по сравнению с лицевым стежком, протягивают иглу на лицевую сторону (рис. 17).
Рис. 17

risunok-17

 

 

 

 

Следующий прокол снова делают назад в промежутке между первым и последним проколами. Стежки идут справа налево.
Шов «назад иголку» не имеет вариантов. В определенной степени он похож на шов «строчка» и в значительной степени подготавливает учащихся к выполнению этого более сложного шва.
Cтебельчатый шов.
По внешнему виду шов напоминает витки шнура. Шов выполняют слева направо.
Сделав прокол с изнанки на лицо, пропускают несколько нитей на ткани. Иглу направляют вниз и вытягивают на лицо посередине первого стежка.
Следующий прокол делают, отступив от конца первого на половину его длины. Иглу выводят с изнанки на лицо через прокол, которым заканчивается предыдущий стежок, и т. д. (рис. 18, а).
Рис. 18

risunok-18

 

 

 

 

Каждый новый стежок начинают с середины предыдущего стежка. На изнаночной стороне получается шов, напоминающий «строчку» (рис. 18, б).
Если стежки с внешней стороны мелкие, то шов получается более аккуратным и плотным. Удлиненные стежки делают шов более растянутым. Работа такими стежками выполняется быстро, но выглядит не совсем аккуратно.
С помощью стебельчатого шва вышивают не только контурные рисунки, но и заполняют все изображение сплошь. Эту работу можно выполнять двумя вариантами: вышивать концентрически от края рисунка внутрь (рис. 18, в) и располагать стежки по прямым линиям под любым наклоном, также сплошь заполняя рисунок (рис. 18, г).
Тамбурный шов («цепочка») и его варианты.
Тамбурный шов применяют для вышивания контура или для сплошного заполнения узора (в декоративном рисунке).
Начинают тамбурный шов выводом иглы вместе с ниткой с изнанки на лицо ткани. Вытянутую нить укладывают на лицевой стороне петлей, которую придерживают большим пальцем левой руки. Иглу вводят с лица на изнанку в тот же прокол, из которого вывели нить, и, пропустив несколько нитей ткани, выводят ее на лицо.
Прокол должен быть внутри петли. Легко вытягивая нить, образуют вытянутое кольцо. Следующий прокол делают в месте выхода нити (рис. 19, а).
Рис. 19

risunok-19

 

 

 

 

При помощи стежков тамбурного шва можно вышивать лепестки цветков разных размеров, веточки с листьями (рис. 19, б). Каждый лепесток вышивают отдельно. Сначала по рисунку образуют петлю нужной длины, после чего петлю закрепляют небольшим стежком (рис. 19, в).
Стежками тамбурного шва можно образовать ломаную цепочку (рис. 19, г), двойной тамбурный шов (рис. 19, д).
Тамбурным швом можно заполнять рисунок сплошь, располагая стежки по контуру концентрически (рис. 20, а) или параллельными линиями (рис. 20, б).
Рис. 20

risunok-20

 

 

 

 

В данном случае по краю вышивают только контур рисунка.
Шов «елочка» и его варианты. На рисунке 21 показаны шов «елочка» (а, б) и его варианты (в, г).
Рис. 21

risunok-21

 

 

 

 

Этот шов используют при отделке вышивкой краев салфеток, мешочков, саше для носовых платков, сумочек, закладок, одежды (фартуков, платьев, белья) и других изделий.
Имеются варианты этого шва: в первом — боковые стежки, идущие в правую и левую стороны, парные, а не одинарные, как в обычном шве «елочка» (рис. 21, в); во втором — двойная «елочка» (рис. 21, г).
Сначала выполняют одинарный шов «елочка», а потом нитками другого цвета вышивают вторично поверх первого. Получается пестрая нарядная отделка.
Шов «строчка» с лицевой стороны похож на машинный. Он достаточно прочный и во многих случаях может заменить машинный шов.
Применяется для скрепления деталей.
Шов «строчка» выполняется справа налево (рис. 22).
Рис. 22

risunok-22

 

 

 

 

Сделав на нитке узелок или закрепив ее конец с изнанки другим способом, иглу с изнаночной стороны вытягивают на лицевую.
Пропустив несколько нитей ткани, делают прокол в обратную сторону и получают один стежок. Со стороны изнанки пропускают расстояние в 2 раза длиннее верхнего стежка, прокалывают ткань и выводят иглу на лицевую сторону.
Следующий прокол иглой делают опять в обратную сторону до начала первого стежка. С нижней стороны снова пропускают двойное расстояние верхнего стежка. Верхние стежки должны быть одинаковыми по длине. Каждый лицевой стежок покрывает 3—4 нити ткани.
По характеру выполнения шов «строчка» похож на шов «назад иголку». У первого стежки с лицевой стороны слиты друг с другом, у второго между стежками имеется расстояние.
Подрубочный шов применяют для подшивания подогнутого края изделия. Существует несколько видов подрубочных швов: «простая подрубка» наиболее доступный (рис. 23).
Рис. 23-24

risunok-23-24

 

 

 

 

Прежде чем подрубить край изделия, дважды подгибают срез в сторону изнанки. Ширина подгибов зависит от изделия. Подогнутый дважды конец прометывают швом «вперед иголку».
При простой подрубке иголкой набирают 1—2 нити основы изделия и 2—3 нити по сгибу загнутого края. Расстояние между наклонными стежками должно быть небольшим, иначе шов не будет прочным.
Шов потайной.
Потайной шов, как и подрубочный, используют для подшивания подогнутых краев ткани с закрытым срезом. Сначала дважды подгибают ткань, как это нужно для работы, и прометывают швом «вперед иголку».
Потом шов выполняют справа налево: узелок прячут под подогнутый край на сгибе, подцепляют иголкой ткань (1—2 нити), вкалывают иглу в сгиб, пропускают несколько нитей и снова подцепляют 1—2 нити ткани (рис. 24).
Шов петельный и его варианты. Петельный шов предназначается для обметывания петель и обшивания срезов сыпучих тканей. При его помощи можно плотно и прочно соединить края изделия (например, при изготовлении футляра для ножниц, при шитье мягкой игрушки и пр.), обшить края салфеточки или носового платка, вышить по контурам рисунки.
Стежки в этом шве укладываются вертикально. Длина вертикальных стежков в зависимости от изделия бывает 2—5 мм.
Шов имеет несколько вариантов. На рисунке 25 показан шов, выполняемый как слева направо, так и справа налево.
Рис. 25

risunok-25

 

 

 

 

При выполнении шва нужно обязательно следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия. Высота стежков и расстояние между ними изменяются в зависимости от характера работы.
Используя различную длину, наклон и группировки стежков, можно образовать большое количество вариантов петельного шва (рис. 26).
Рис. 26

risunok-26

 

 

 

 

Различными видами петельного шва вышивают контуры рисунков, обшивают края изделий (рис. 27, а, б).
Рис. 27

risunok-27

 

 

 

 

Петельный шов может быть выполнен так, чтобы параллельные стежки находились внутри рисунка (рис. 27, в) или снаружи (рис. 27, г).
Бархатный шов («козлик») и его варианты.
Шов используют как соединительный (при подшивке изделий) и как украшающий. Шов выполняют между двумя параллельными линиями шириной 5—10 мм слева направо. По внешнему виду он представляет перекрещивающиеся наклонные стежки.
Проколы ткани иглой осуществляют справа налево на нижней и верхней вспомогательных линиях поочередно (рис. 28, а).
Рис. 28

risunok-28

 

 

 

 

Бархатный шов можно сделать сплошным, выполнив нитками одного цвета. Сплошной шов создает ажурную клетчатую полосу (рис. 28, б).
На обычный бархатный шов можно, положить этот же шов, но нитками другого цвета (рис. 28, в). Получается пестрая ажурная сетка.
Практическое применение бархатного шва и его вариантов то же, что и шва «елочка».
Бархатный шов выглядит красочно и декоративно, если он используется при обработке небольших по размеру листьев, цветов, различных узоров. Лицевой стороной может стать та сторона, где скрещиваются наклонные линии этого шва (рис. 28, г), и та, где выделяется контур в виде стежков, похожих на шов «строчка» (рис. 28, д).
В различных пособиях по вышиванию и декоративной отделке изделий из ткани можно встретить другие швы и их варианты, так что настоящее пособие не исчерпывает всего разнообразия соединительных и украшающих ручных швов.
Для того чтобы научиться правильно выполнять ручные швы, необходимо усвоить ряд правил и приемов отмеривания ниток, завязывания узелка, закрепления конца ниток на ткани.
Отмеривание ниток нужной длины имеет немаловажное значение для работы: слишком длинная нитка мешает, нередко закручивается, очень короткая быстро кончается, а это ведет к тому, что появляется много узелков или мест, где закрепляют нитку.
Детям приходится часто, отвлекаться от основного хода работы, вдевать нитку в иглу и т. п. Отмерять нитку нужной длины можно двумя способами (рис. 29).
Рис. 29-30

risunok-29-30

 

 

 

 

Вдевать нитку следует с того конца, который отрезали от катушки. Это предохраняет нитку от запутывания, скручивания и образования на ней узелков. Конец нитки, предназначенный для вдевания, надо засучить, т. е. покрутить между пальцами.
Это облегчает вдевание нитки, так как в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна.
Завязывание узелка обычно вызывает затруднения у младших школьников: получается слишком большой узелок, вместе с узелком образуется петля, узелок вообще не завязывается. Поэтому необходимо поупражняться, чтобы научиться этой операции.
Узелок в конце нитки завязывается следующим образом. Конец нитки берут в правую руку между большим и указательным пальцами. Его дважды не очень туго, но и не слабо накручивают на указательный палец левой руки, придерживая большим пальцем (рис. 30, а).
Далее полученную двойную спираль немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно снимают с пальца и натягивают нитку (рис. 30, б).
Закреплять конец нитки на ткани можно не только при помощи узелка. Один из способов сводится к тому, что с изнанки в нужном месте делают прокол иголкой на лицевую сторону, протаскивают иглу и оставляют с изнанки кончик нитки длиной 10—14 мм.
Очень близко от первого прокола делают второй прокол на изнанку. Оставленный конец нитки крепко придерживают. В отверстие первого прокола делают повторный прокол на лицевую сторону, через второй прокол иголку вновь возвращают на изнанку.
Такое действие повторяется 2—3 раза. Нитка оказывается прочно закрепленной. Конец нитки в месте ее закрепления укорачивают до 5 мм (рис. 31, а).
Рис. 31 и 32

risunok-31-32

 

 

 

 

Можно закрепить конец нитки при помощи петли. Для этого сдваивают нитку и продевают в ушко иглы оба ее конца одновременно. С противоположной стороны от сдвоенных концов получается сгиб.
В нужном месте с изнанки делают прокол на лицевую сторону и вытягивают иглу с ниткой до тех пор, пока с изнанки не останется небольшая петля. Пропустив 2—3 нити ткани, делают обратный прокол с лица на изнанку. Иглу пропускают в образовавшуюся петлю.
Нитку не очень резким движением затягивают. Сдвоенный петлеобразный конец нитки будет прочно закреплен (рис. 31, б).
Важно научить детей правильно держать при шитье ткань и иглу, пользоваться наперстком (рис. 32).
Как отмечалось выше, учителю необходимо тщательно продумывать приемы обучения шитью, инструктаж, использование различных демонстрационных пособий; определять направление стежков, вид шва с лицевой и оборотной сторон; устанавливать назначение швов.
Хорошо, если руководитель подготовит и продемонстрирует образцы нескольких изделий, которые в дальнейшем предстоит выполнить кружковцам.
(«Рукоделие в начальных классах» — Издательство «Просвещение» 1985 г. Редактор Е. А. Горшкова)

Не откажите в любезности, не забудьте про рек-му.
При использовании материалов блога ссылка на ardnas.ru обязательна!
Использование материалов блога в коммерческих целях — СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылка на данный материал здесь.

Посмотрите ниже очень модные вязаные модели:

Скатерть и салфетки с ажурной вышивкой
Вышитые салфетки
Скатерть с вышивкой хардангер
Гобеленовые подушки с фруктами
Салфетки вышитые гобеленом
Вышивка в технике хардангер

 




На главной странице Вы найдёте очень много модных и красивых вязаных, вышитых и других изделий на любой вкус и цвет любого размера.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...Loading...
407 просмотры

Главная