Техника вышивания, что нужно для вышивания, как перевести рисунок на ткань, вышивание крестиком, как делать аппликацию, рельефная аппликация, вышивание гладью, вышивание фестонами, вышивка «ришелье», прямые бриды
Вышивание
Инвентарь вышивальщиц несложен. Очень облегчают работу пяльцы.
Круглые пяльцы состоят из двух деревянных обручей. На меньший из них туго натягивают ткань так, чтобы в центре ее находился узор вышивки. Большим обручем ткань закрепляют на пяльцах.
Есть пяльцы с винтом, которым их привинчивают к столу. Если ткань, предназначенная для вышивки, по своему размеру меньше пяльцев, то к ней надо приметать любую подсобную материю. Если рисунок больше размера пяльцев, то вышивают какую-то часть его, а затем постепенно передвигают пяльцы, пока весь узор не будет окончен.
При вышивании вещей большого размера удобнее пользоваться прямоугольными пяльцами, состоящими из четырех планок, сделанных по размеру вещи. Имеются и раздвижные прямоугольные пяльцы.
Чтобы работа при вышивании в пяльцах шла быстрее, надо приучиться работать обеими руками. Правая рука вводит иглу сверху вниз, а левая — снизу вверх. Таким образом, правая рука должна находиться все время сверху, а левая — снизу.
Чтобы при вышивании без пяльцев вышивка не стягивалась, надо натянуть ткань на три пальца левой руки, придерживая ее большим пальцем и мизинцем. Иголку проталкивают в ткань средним пальцем правой руки.
Для вышивания лучше брать короткие иголки с длинным ушком, чтобы нитка свободно продергивалась, это предохранит ее от трения; кроме того, вышивка будет выглядеть лучше. Особенно это относится к вышиванию шерстяными нитками.
Нитки должны быть крепкими и не линять при стирке. Для вышивания применяются нитки мулине, кроше, ирис, а также шелковые и штапельные вышивальные нитки, бисер, позумент, синелька и т. п. Длина рабочей нитки — 50—60 см.
Ножницы надо иметь маленькие (10—12 см), двух видов; со слегка закругленными концами и с острыми концами для вырезывания ткани внутри рисунка. Для раскроя ткани служат обыкновенные большие ножницы, которые имеются в каждом хозяйстве.
Проколка (пендель) — это костяная или деревянная палочка с острым концом. Ее можно приобрести в магазине или сделать самому из дерева твердой породы. Один конец надо заострить, а всю поверхность палочки отшлифовать стеклом или шкуркой. Пенделем прокалывают дырочки при вышивании и расправляют им бельевую гладь.
Все принадлежности для вышивания, за исключением разве пяльцев, рекомендуется хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой.
Прежде чем начать вышивание, надо перевести рисунок на ткань. Для этого пригодна любая тонкая, достаточно прозрачная бумага.
Имея такую бумагу, легко перевести на нее выбранный рисунок, а затем при помощи копировальной бумаги нанести его на ткань, предназначенную для вышивания.
Если собираются вышивать по светлой прозрачной ткани, надо подложить рисунок (конечно, достаточно четкий) под ткань, прикрепить его тонкими иголками или булавками и без всякой копирки обвести прямо по ткани остро отточенным мягким карандашом.
На темных тканях переведенный рисунок может оказаться недостаточно ясным. Поэтому лучше прометать дополнительно все его контуры светлой ниткой.
Для дорогих нестирающихся тканей пользоваться копиркой не следует. Надо взять тонкую бумагу с рисунком, приметать ее к материалу и частыми мелкими стежками прошить все линии узора, захватывая ткань. Затем бумагу осторожно оборвать. На ткани останется прошитый стежками четкий рисунок. Если наметка не уйдет под вышивку, ее по окончании работы выдергивают.
Переводить рисунок можно и с готовой, достаточно выпуклой вышивки. Если он сделан на толстой ткани, то надо, хорошенько натереть копиркой тонкий лист бумаги, плотно приложить его к рисунку белой стороной и крепко потереть рукой в разных направлениях — на бумаге останется отпечаток рисунка. Его надо по контурам очертить простым мягким (не химическим) карандашом — получится полноценный рисунок для вышивки. В дальнейшем надо поступать, как сказано в нашем предыдущем совете.
Если хотят снять копию с готового рисунка, который в дальнейшем будут воспроизводить на тонкой материи, надо намочить эту ткань в воде и, приложив плотно к рисунку, прогладить горячим утюгом. Затем, для большей четкости, рельеф рисунка обвести карандашом.
Чтобы перевести рисунок на темную ткань, можно пользоваться двумя способами:
а) Натереть обратную сторону кальки, на которой обозначен рисунок, влажным мылом и, не дав ему высохнуть, наложить на ткань, предназначенную для вышивки. Контуры рисунка обвести тупым карандашом. На ткани останется след рисунка. Если он плохо заметен, его обводят.
б) Контуры рисунка на кальке проколоть толстой иглой, положив кальку на мягкое. Расстояние между проколами должно быть по возможности небольшое. Затем наложить кальку на ткань и протереть рисунок ваткой или кусочком шерсти, обмакнув их предварительно в пудру или мел. На ткани останется след рисунка, который затем нужно обвести цветным карандашом.
Иногда бывает необходимо увеличить размер имеющегося рисунка применительно к намеченным размерам работы. Сделать это можно следующим образом.
Готовый рисунок при помощи угольника и линейки разбивают на мелкие ровные клетки одного размера. На такое же число клеток, но уже более крупных, разлиновывают лист бумаги, на который хотят перенести рисунок. Теперь в каждом квадрате большего размера надо карандашом в точности воспроизвести то, что нарисовано в соответствующем маленьком квадрате. Это нетрудно сделать, даже не умея хорошо рисовать. Ведь на каждый квадрат приходится незначительное количество, чаще всего довольно простых линий. Когда все квадраты будут заполнены, рисунок в увеличенном виде окажется воспроизведенным на большом листе (рис. 9).
Если рисунок необходимо уменьшить, принцип перерисовки остается такой же, но элементы рисунка придется перенести с более крупных клеток оригинала на более мелкие клетки копии.
Узел на нитке при вышивании не делают, а закрепляют нитку на изнанке небольшими малозаметными стежками. По окончании работы нитку надо пропустить под вышивку и осторожно обрезать.
Художественная вышивка производится различными способами.
Крестик — с этого шва обычно начинают обучаться вышиванию и дети и взрослые. Состоит он из двух косых перекрещивающихся стежков — нижнего и верхнего.
Вышивка крестом идет по горизонтали и вертикали. В обоих случаях надо делать стежок по всей линии рисунка, сперва в одну сторону, затем — в противоположную, покрывая нижний стежок верхним. Чтобы крестики были ровными, при вышивании верхнего ряда иголку втыкают точно в проколы (рис. 10).
Если выполняемый узор состоит из коротких линий (3—5 крестиков), рекомендуется каждый крестик делать сразу в оба стежка (верхний и нижний).
Крестиком обычно вышивают по канве, но можно обойтись и без канвы, если основа ткани редкая (рогожка, панама, грубошерстная материя).
Общепринятый размер крестика — 3 мм.
На готовых многоцветных рисунках на бумаге крестик передается раскрашенными клеточками (рис. 11) или условными обозначениями.
Двойной, или, как его называют «болгарский», крестик тоже очень прост: описанный обыкновенный крестик дополнительно перекрывается стежками по горизонтали и вертикали, строго посередине между проколами (рис. 12).
Гладь — так называется вышивка прямыми или косыми стежками, положенными соответственно заданной форме и плотно прилегающими один к другому.
Необходимо, прежде всего, перевести выбранный рисунок. Если имеется в виду вышивать без пяльцев, следует приметать ткань к плотной гладкой бумаге или тонкой клеенке, чтобы вышивка не стягивалась и материя не мялась. Весь рисунок по контуру надо прошить швом «вперед иголку».
Гладьевые швы могут быть плоскими и рельефными. При вышивании рельефной гладью делается так называемый настил. Для этого пространство между контурами рисунка заполняется крупными, плотно прилегающими один к другому стежками, идущими в противоположном направлении по отношению к тем стежкам, которыми будет заполнен рисунок гладью. Для настила лучше всего подходят мягкие плотные нитки и во всяком случае более толстые, чем те, которыми решено вышивать. Чем гуще настил, тем выпуклее получится вышивка.
Выпуклой гладью чаще всего вышивают белье, инициалы и монограммы. Стежки должны быть плотными, ложиться строго поперек настила и не выходить за края рисунка.
Обычно гладьевой рисунок имеет, кроме основных (гладьевых), еще и дополнительные швы.
Вот основные швы ДЛЯ гладьевой вышивки.
Прямые стежки (одинаковые и не длиннее 1 см) очень ровно подгоняются друг к другу, но так, чтобы они не находили один на другой. Стежки не следует стягивать (рис. 13).
Косичка представляет собой два ряда мелких, ровных стежков, расположенных под углом как к основной линии рисунка, так и к другому ряду. Сперва вышивается один ряд, затем другой (рис. 14).
Стебельчатый шов служит главным образом для соединения деталей рисунка. Стежки такого шва выполняются в одном направлении, с тем чтобы один стежок заходил за другой справа и слева. Каждый прокол лицевого стежка делается в середине предыдущего (рис. 15).
Вышивание фестонами обычно применяется по краям узора и выполняется плоской или рельефной гладью, а еще лучше — петельным швом. Петли затягиваются к краю фестона. Нитку придерживают большим пальцем левой руки и, захватив нитки обводки и настила, продевают иголку вертикально. Затем острыми ножницами вырезают края фестонов (рис. 16).
Высокая гладь («французская») вышивается только в пяльцах, так как ведется она сплошным стежком (не длиннее 1 см) от одного края рисунка до другого. Этот шов наиболее подходит для вышивки на дорогих нестирающихся тканях — атласе, шелке, бархате, сукне и т. п. Высокая гладь прочна, рельефна (рис. 17). Особенность ее в том, что необходим предварительный настил, техника выполнения которого описана в разделе «Гладь».
Цветная гладь выполняется мелкими частыми стежками и создает как бы вытканный рисунок. Этот способ, в отличие от высокой глади, позволяет широко пользоваться различными оттенками ниток даже на самых мелких деталях узора.
Например, лепесток розы можно вышить у основания темно-розовым цветом и постепенно, по мере перехода к концу лепестка, довести оттенок до бледно-розового.
Прорезная (ажурная) гладь (рис. 18) целесообразна для мелких узоров. Ткань прокалывается пенделем, отверстия обшиваются мелкими стежками швом «кордоне» (петельный шов, но без набрасывания петли).
Редкая гладь может быть выполнена прямыми или косыми стежками. Кладут их ровно, с небольшими промежутками, что значительно упрощает и ускоряет работу по сравнению с другими видами глади.
Ажурная вышивка(«ришелье»). Контуры узора прометываются стежками «вперед иголку»; для рельефной вышивки такая наметка делается 2—3 раза. Основные линии узора обшиваются петельным швом, петлей к той стороне, которая вырезается. Стежки должны прилегать плотно друг к другу (рис. 19). Ткань между линиями вырезается после того, как сделаны соединительные бриды, паутинки, чтобы вся вышивка при стирке не вытягивалась и не высыпалась. Просветы между узором — для красоты и прочности вышивки — можно заполнить бридами и паутинками.
Бриды прямые делаются так. Иголку с ниткой выводят на лицевую сторону у одного контура, где намечена брида, протягивают до другого и стежком закрепляют с изнанки. Нитки кладут туго, но так, чтобы они не стягивали ткань. Бриду обметывают, идя обратно, не захватывая материи, обшивая лишь натянутые нитки. Закончив обметку одной бриды, проводят иголку по настилке до следующей, и, возвращаясь назад, обметывают так же, как предыдущую (рис. 20).
Готовое изделие надо постирать, подкрахмалить и в сыром состоянии выгладить с изнанки, чтобы узор был рельефней.
Вышивка «ришелье» делается без пяльцев.
Паутинка (перекрещивающаяся) выполняется так (рис. 21). Протянув нитку от «а» до «б», обметывают ее, идя обратно к середине. Затем делают петлю, протягивают нитку к «в», обметывают ее и возвращаются к середине. Потом нитку протягивают к «г», опять идут к середине и заканчивают часть первой паутинки от середины до «а».
Паучок делают на перекрестке паутинок, поочередно пропуская иголку под каждую лапку, и над каждой лапкой делают два-три круга и затем, дойдя до неоконченной половинки первой паутинки, обметывают и ее. Технику выполнения «паучка» смотри на рисунке 22. Число лапок должно быть нечетным.
Аппликация.
Этот вид вышивки очень декоративен и вместе с тем прост в исполнении. Состоит он в том, что на основной ткани, служащей фоном скатерти, коврика, занавески, покрывала на тахту, наволочки на подушку и т. д., накладывается узор из лоскутов другой материи, Узор для аппликации лучше выбирать крупный и наименее сложный.
На основной фон изделия, например на суровое полотно или холст, переводят рисунок. Для больших вещей это следует делать по частям. Рисунок должен быть в двух экземплярах. Первый из них переводится целиком на основной фон, а второй разрезается на составные элементы узора и служит для отдельных деталей как бы выкройкой. Кроить лоскуты надо по прямой нитке, чтобы ткань не вытянулась.
Отдельные детали узора (листья, цветы и т. п.) выкраиваются острыми ножницами из подкрахмаленных лоскутов подходящих тонов, предварительно проглаженных. Кроить рекомендуется сразу то количество экземпляров, какое требуется для всего рисунка. Это ускорит работу и сэкономит материю. Края лоскутов можно загнуть на изнанку и прогладить. Это предохраняет материю от выпадения нитей.
Только проделав всю подготовительную работу, можно приступить к нашивке аппликации. Все лоскуты аккуратно приметываются на соответствующие места (рис. 23). Затем их обшивают плотным петельным швом или шнурком (рис. 24).
Различные детали можно вышивать разнообразными швами — от этого работа станет только красивее (рис. 25).
Рельефная аппликация получается путем подкладывания под лоскутки, перед их пришиванием к фону, тонкого слоя ваты или ватина. Такая вышивка выглядит эффектнее, но ее значительно труднее стирать.
Для вышивки аппликацией пригодна любая нелиняющая ткань.
Трафарет применяется для нанесения на ткань узоров, не прибегая к вышивке, а пользуясь масляными красками, разведенными на скипидаре или другом разбавителе.
Для изготовления трафарета узор в натуральную величину переводится через копирку на лист тонкого, достаточно плотного картона. Места, подлежащие зарисовке, надо вырезать ножницами или острым ножом. Если рисунок задуман многокрасочный, то для каждого цвета нужен отдельный трафарет. Чтобы трафареты не промокали, их предварительно, промазывают лаком и хорошо просушивают. На каждом из трафаретов надо обозначить цвет для которого он предназначен.
Начинать разрисовку лучше со светлых тонов. Под разрисовываемую ткань надо обязательно подложить несколько листов бумаги, чтобы краски не просочились на стол или пол.
Кисти нужны щетинные, не очень мягкие, толстые, короткие. Держать кисть следует вертикально, чтобы краска не затекала под трафарет и не портила рисунок. Для каждого цвета должна быть отдельная кисть.
Когда первая из красок наложена, трафарет снимают, дают краске совсем просохнуть и только после этого накладывают следующую краску. Окончив работу, материю надо просушить.
Трафаретную раскраску можно дополнить легкой вышивкой шерстью, крученым шелком и т. п. Это как бы подчеркнет рисунок и улучшит внешний вид изделия. (Книга «Полезные советы»)
Почитайте ещё «Уроки вышивки» и декоративные швы.
Скатерть и салфетки с ажурной вышивкой (вышивка)
Размеры: скатерть 86 см х 86 см; квадратная салфетка 21 см х 21 см;
Журнал «Sandra» № 2 1995 г
Подробно смотрите здесь
Не откажите в любезности, не забудьте про рек-му.
При использовании материалов блога ссылка на ardnas.ru обязательна!
Использование материалов блога в коммерческих целях — СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылка на данный материал здесь.
Посмотрите ниже очень модные вязаные модели:
Техника вязания
Кружевные воротнички
Шали и палантины
Sandra № 4 1994
Sandra № 3 1994
На главной странице Вы найдёте очень много модных и красивых вязаных, вышитых и других изделий на любой вкус и цвет любого размера.
4 230 просмотрыГлавная